Монтессори метод

Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей.
 

Почему Монтессори работает?

 
Дети в Монтессори педагогике приобретают важные и нужные навыки, они учатся:

  • Независимости и самостоятельности.
  • Исполнять бытовые обязанности взрослых (стирать, мыть посуду, выращивать урожай, ухаживать за животными и прочее).
  • Заниматься не «от звонка до звонка», а до логического конца, внутреннего понимания, что «все, я решил эту задачу!»
  • Делать выбор и нести за него ответственность.
  • Видеть и решать проблему, а не ждать указаний от взрослых.
  • Завершать свою работу, даже если это большой глобальный проект.
  • Работать в команде как лидер и как исполнитель.
  • Решать сложные задачи.
  • Заботиться об окружающих.

Круг — особая форма коллективной работы, где дети и педагоги делятся своими впечатлениями, переживаниями, проблемами. На кругу дети получают знания и об окружающем мире, готовят доклады на интересующие их темы и учатся выступать публично.

Мы ежемесячно определяем задачи по каждому ребенку с учетом его достижений за предыдущий месяц, а также сообщаем родителям, чем занимался ребенок в течении месяца, куда были направлены силы малыша, и в чем его новые открытия и достижения. Мы предлагаем родителям вместе с детьми погружаться в проекты, которые они изучают в детском саду!

 

Среда для развития детской инициативы

 
Мы хотим, чтобы знания, которые мы даем детям, они ежедневно применяли на практике, а значит — могли считать, читать, писать не «для педагога», а для решения СВОИХ жизненных задач.
Для этого мы создали условия для реализации детского познавательного интереса:

↓ Говорящая стена: «о том, что знаем про проекту, что хотим узнать?»

Ребята совместно с педагогом собираются на круге, где педагог обозначает тему проекта. Педагог фиксирует, что в рамках этой темы дети уже знают и что они хотят об этом узнать.
Так мы выявляем зону интереса детей в рамках темы.

↓ «Радуга успеха» или рефлексия прожитой недели

Это фокус-внимание родителей на разнообразие результатов детей , снятие тревог.
Каждую пятницу воспитатели младшей группы делают рефлексию прожитой недели с целью отметить, как положительно отличился, чему научился каждый ребёнок.
Каждую пятницу ребята старшей монтессори группы собираются на рефлексивный круг, где вспоминают, что приятное и радостное произошло за неделю, чему новому научились.
Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства.
Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей.

↓ Почта между детьми и родителями

В группе есть почтовый ящик и у детей есть возможность обмениваться посланиями друг с другом, педагогами и родителями.
Детям нравится писать свои послания (или просто слова). Потихоньку на этих листочках появляется все больше букв и слов!

↓ Загадка дня

Решая загадки по теме проекта дети:

  • тренируют внимание
  • мышление
  • воображение
  • умение видеть из частей одно целое
  • учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов
  • учатся слушать и слышать разные варианты решения
  • учатся их принимать и не критиковать
↓ Новости недели от детей

Каждый понедельник ребенок может прийти и поделится важной новостью, лично написав об этом на стенде новостей.

↓ День без игрушек

Вместо первичных игрушек детям предлагается природный материал (ветки, камни, крупы и прочее) для развития фантазии, творчества.